ГУБАЙДУ́ЛЛИНА София Асгатовна (род. 1931) - композитор. Окончила Казанское муз. уч-ще по кл. фп. (1945) и Казанскую конс. (по фп. у Г. М. Коган, по композиции у А. К. Лемана), Моск. конс. по композиции у Н. И. Пейко (1959) и аспирантуру у В. Я. Шебалина (1962). В 70-х гг. наряду с А. Шнитке и Э. Денисовым - одна из видных представителей отечеств. муз. авангарда. Существенный компонент муз. языка соч. Г. - сонористика (серия соч. для ударных "Соната", "Музыка для клавесина и ударных", "Шум и тишина", "Юбиляции", "В начале был ритм"). Осн. тема творчества Г. - христианство в филос. осмыслении евангельской символики с позиций православия (Концерт для фп., флейты, фагота и камерного оркестра - Introitus, 1978), "На кресте" - для органа и виолончели (1979), "Сад радости и печали" - для флейты, альта и арфы (1979), "Радуйся" - соната для скрипки и виолончели (1981), "Семь слов" - партита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982). Г. также автор Скрипичного концерта "Offetorium" (1982), написанного на тему короля Фридриха Великого из "Муз. приношения" Баха, кантаты "Perception" для сопрано, баса и семи струнных инструментов (1983) и Симфонии "Stimmen… Verstummen" (1986), включающей эл-ты сценич. действа.
Лит.: Холопова В. Н., Рестаньо Э. Софья Губайдуллина. М., 1996.